Витязь на распутье
Реалистичный образ героя древнерусских былин
Картина «Витязь на распутье» В. М. Васнецов. 1882 год. Государственный Русский музей.
Картина «Витязь на распутье» В.М. Васнецов 1878 год. Серпуховской историко-художественный музей.
Былинно-историческая живопись в творчестве Виктора Михайловича Васнецова становится основным жанром художника с написания в 1878 году картины «Витязь на распутье» это одна из первых картин, с использование мифологических сюжетов.
Первый вариант полотна был представлен на шестой выставке передвижников. Затем в 1882 году по просьбе Саввы Ивановича Мамонтова картина была переписана. Размер полотна увеличился, изменилась композиция и палитра.
Воинственный образ героя древнерусских сказок и былин оживает с помощью мастерства художника. Картина наполнена мистическими образами, но ощущение присутствия потусторонней силы ведущей витязя к судьбоносному решению невелико.
История написания картины начинается в 1870-е годы. В это время В.М. Васнецов создает первый этюд под названием «Воин в шлеме с кольчугой».
Черновые наброски к картине «Витязь на распутье», 1870-е
Образ воина художник пишет с младшего брата Аполлинария. На черновом наброске видно, что особое внимание уделяется положению головы, туловища и композиции. Лицо повернуто к зрителю. Незначительное внимание уделяется равнине, на перепутье которой находится гранитный валун. Семиотика эрратического валуна, по-видимому, принесённого льдами с Балтийского кристаллического щита не главенствующая в отличие от последующих вариантов картины. Эрратические валуны (от лат. erraticus - блуждающий) не редкость для Русской равнины. Скрытое значение камня в древнерусских былинах и сказках велико. Валуны - посланники. Выбитое предсказание предназначено, каждому способному его прочесть: «Как пряму ехати — живу не бывати
— нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти».
Но последние две надписи в картине 1882 года В.М. Васнецов намеренно спрятал подо мхом. Также появилась тропинка, ведущая влево, повернув на которую станешь богатым, но не этого ищет витязь.
Поза воина говорит о принятии трудного решения. Опущенные плечи, взгляд, прикованный к валуну, ощущается полная бесполезность собранного в поход оружия. Верный боевой конь, разделяющий трудный выбор хозяина. Тяжесть грядущих событий гнетет их, но, несмотря на безысходность любого выбранного пути, над равниной заходит золотое солнце, освещая все вокруг своим сиянием.
Доспехи и снаряжение воина говорят о принадлежности его к княжеской дружине, похожее вооружение носили воины, начиная с X-го века. Утяжеленные доспехи свидетельствуют еще о более позднем времени, о том времени, когда страна начала погружаться в хаос, феодальная раздробленность, княжеские междоусобицы. Эпоха богатырей подходит к концу. В этом заключается невозможность и трагичность выбора. Некогда приближенные к князю витязи, защищавшие отчизну на дальних рубежах, стали не нужны. Предчувствие зловещего рока предшествующего монгольскому игу.
Картина «Витязь на распутье» мифологический островок, написанный искусной рукой великого русского живописца, почти 140 лет назад и по сей день не теряет своей актуальности. Эта картина описывает трудоемкий процесс принятия решения, каждый человек сталкивался с этим ощущением, невозможности верного выбора, предчувствия губительных последствий. И только так, наедине с собой и оставаясь честным по отношению к себе можно принять единственное верное решение.